REVERSAVERS Считается, что живопись - это цвет. Завороженный зритель внимает динамике, контрасту, пульсации, и именно цвет обеспечивает «магию живописи». REVERSAVERS персональная выставка Игоря Михайленко Ссылка на мероприятие
Монохромные изображения, напротив, увлекают композицией, линией, пятном. Но теперь я точно знаю, что живопись может быть монохромной и «живой» и при этом не прибегать к традиционным графическим приемам для достижения убедительного эффекта. В своих монохромных работах Игорь Михайленко достигает выразительности цвета, лишенного цветности. На контрасте с полотнами, пульсирующими цветом, еще яснее выступает замысел художника. Как "две стороны одной монеты", реверс и аверс, работы двух серий равнозначны и взаимосвязаны, два есть один. Белый, серый и черный – «сухой остаток», «пепел» цветовой выразительности. Удивительный след горения Автора, тлеющий в цветовом многообразии, “глаз живописца”, символизирующий аскезу, воздержание от цветовой полноты своей речи. Аскезы, предшествующей наполненности. Прекрасный и полноцветный мир теряет свои краски, тлеет и просачивается сквозь пальцы, в то время, как художник старается запечатлеть это неординарное состояние. После такого тления цвет в работах автора приобретает иное звучание: это не изначальное, а восстановленное из пепла многоцветие, которое возвращено к жизни творческим усилием живописца. Окружающий нас реальный мир совершенно безразличен к красоте. Более того, красота мира не существует сама по себе, как и цвет без глаза. И прекрасное, и цвет требуют усилия, встречного движения, отваги художника. Отваги зрителя. Как физик, пропускающий сквозь призму луч бесцветного света, получает все цвета радуги, художник создает, дополнительную серию полноцветных работ, созвучных монохромной серии по выраженным в них состояниям. Удивительно осознавать это соответствие: живописец наполняет цветом бесцветный мир, используя свой глаз. Более того, создает новый мир на холсте! Не даром Игорь часто начинает работу именно с белого холста и созданной белой же краской фактуры. Его работа в прямом смысле изначально лишена цветового измерения. Проект reverseaverse в целом органично вписан в творческий путь автора. В сочетании монохромной и полноцветной серий отражена творческая стратегия не просто живописца, а художника в современном понимании. Есть что-то перформативное в отказе от привычного языка, в аскезе, депрессии и немоте черно-белого полотна, в пристальном внимании только к каждой стороне, реверсу и аверсу по отдельности. Точно это лишь некая подготовка к действию, творческому акту, представлению, вопрошанию зрителя. Я надеюсь, что посетитель экспозиции отважится не просто увидеть картины, но присоединится к переживанию и уникальному пути художника, который не завершен с выносом полотна из мастерской. Здесь и сейчас обе серии соединены не только между собой, но и с «представленностью» зрителю, и продолжают существовать в дополнительном измерении. Максим Милославский.